среда, 12 июня 2013 г.

Алексей Нагибин

   



- Как вы оказались в СМИ?
- На самом деле у меня есть несколько вариантов ответа на этот вопрос. Когда у меня спрашивают: "Как вы оказались в СМИ?" или "Что стало определяющим, почему вы пришли в СМИ?" я отвечаю по-разному. Но, если брать с самого-самого начала, то, наверное, лет 9-10 мне было. Была такая газета под названием "Субботняя газета", её издавало ИПП "Зауралье". Продавалась она в киосках и на улице. Мне тогда стало интересно, где они люди берут, откуда? Ну, я и выяснил, за сколько её продают, по сколько штук минимум в руки отдают. Это была первая половина девяностых. Я взял с собой 500 рублей и купил 10 газет. И в тот же вечер их продал. Снова пришёл, снова купил и снова продал. Потом ещё и ещё. Вот так я и попал в СМИ! Конечно, это шутка. Газеты я продавал долго, для меня это были большие деньги.  Мать сначала к этому относилась нормально, парень занят своим делом, деньги зарабатывает. Но с другой стороны, когда она поняла, что я вместо учебы по пятницам, занимался коммерцией, то была мягко сказать, не довольна. Так я познавал основы бизнеса и основы СМИ. Я проработал так до двенадцати лет. Работа, я скажу, была достаточно тяжелая. И по морозу ходили, в автобусах продавали и в электричках. Иногда люди покупали чисто из жалости. Такой диалог обычно происходил:
- Мерзнешь, наверное? Ну, давай, мальчик, я у тебя 10 возьму.
- А куда же вам 10?
- Да тебя жалко. Иди домой, уроки учи…

Второй мой приход в СМИ пришелся на 2001 год. Я учился в Кургане, на естественно-географическом факультете по специальности "Химия". После первого курса мы с друзьями начали подрабатывать на стройке, красили, а ещё вагоны разгружали. Вскоре меня это утомило, и я понял, что надо начать работать головой,  иначе всю жизнь придется махать лопатой. Тут я увидел объявление в газете: "Требуется верстальщик". Здесь же недалеко находилась редакция, по улице Комсомольская, "Объявления Кургана". Вот им нужен был верстальщик. Что он делал? На компьютере составлял газету, рекламный еженедельник. У них был один верстальщик - Лёша Младенцев, но один он не справлялся,  потому что газета была объемная, в двадцать четыре полосы.
На собеседовании я отметил, что умею работать в Кореле и Фотошопе. Но на деле я не знал ни одной из этих программ. Меня попросили нарисовать модуль для рекламы. На этот модуль у меня ушло часа полтора, но так ничего толком и не получилось, хотя модуль был простейший.
Они взглянули и сказали: "Ну, значит так, парень! Ты хочешь учиться? Мы можем тебя взять, но зарплату ты получать не будешь.  Как только научишься - сразу и деньги, и уважение!"

 Проработал я там июля по декабрь, и за весь период получил 1800 рублей при увольнении. Но, не смотря на это, у меня была работа. Мне казалось, лучше неё не может быть. Мне было интересно, как вообще работают СМИ.
За время первого опыта работы  в СМИ, я понял, как верстать газету, я понял, как эта газета создается. Я худо-бедно выучил не только Corel Draw и Photoshop, но и Page Maker. Ошибок было много, и только сейчас я понимаю, почему. Сейчас я сам работаю руководителем и набираю персонал. И не понаслышке знаю, что совершать ошибки - это черта, свойственная молодым сотрудникам. По большому счёту мне тогда, в "Объявлениях...", платить было не за что. Ошибок было много, и качество работы оставляло желать лучшего. Однажды я даже захотел уйти. Главный верстальщик, Младенцев мне вообще казался богом! У него всё легко получалось. Мне даже в какой-то момент показалось, что это просто не мое, и  я не смогу эти заниматься. Но потом успокаивался, шёл домой, а с утра - всё сначала. Ушел я оттуда, как и сказал в декабре, когда начались проблемы с учебой. После всего этого я и пришёл в рекламную группу "Курьер".

- Это уже третий раз получается?
- Да. Получается, третий раз.2002 год, октябрь. У меня были проблемы с образованием, но всё равно, я подрабатывал по - возможности. Одно время тексты набирал, сайты делал. Журналистика мне с детства нравилась, и я всегда хотел попробовать свои силы в ней. В то время большинство считало, что журналисты несут культуру в массы. Не то, что сейчас говорят: "Из СМИ, как из помойного ведра". Немножко изменился подход. Да и вообще, всё стало другое.

 Так я пошёл работать в "Курьер". Это было в октябре. Увидел бегущую строчку: "Требуется верстальщик". Я и не надеялся особо на успех, потому что СМИ в городе было не так много, и уровень мой был, мягко говоря, не очень. В итоге мне все-таки позвонили и пригласили на собеседование. Собеседование проводил Саша Филонов. Он был "директор газет", как его называли. В "Курьере" была много подразделений, и Саша был директором одного из них. Он задал мне несколько простеньких вопросов - где работал, сколько и т д., а в конце спросил, когда я смогу выйти. "Да хоть сейчас!"- ответил я. Так меня взяли в "Курьер".

 На этом месте работы уже не было никакого испытательного срока. Я потом только узнал, что меня взяли, потому что я смог выйти сразу же на следующий день. Так я и отработал до 2004 года и меня уволили. Я - единственный человек, кто работавший в рекламной группе "Курьер", которого увольняли дважды, не по его желанию, естественно. Всего меня увольняли трижды. Но потом принимали обратно! В 2004 году у нас  был конфликт, опять же из-за того, что я был очень невнимательный, совершал много ошибок. Меня долго, на самом деле, держали. Я проработал на данный момент во многих газетах и сейчас понимаю - на их месте я бы уволил к чёртовой матери после второго-третьего. Но, я был молод. В "Курьер" я пришёл, когда мне было 18 лет. О чём тут можно говорить?
В первый дни работы была такая история. Я сверстал первую газету, пришёл в пятницу и делал наброски полос из тех материалов, которые были... И вижу краем глаза, что коллектив оживился в этот день - все чего-то бегают, кричат. А я в наушниках сижу! Наушник один убираю, и понимаю - разговор про деньги идёт, про зарплату. Мол, сегодня! Ну, думаю, здорово, у всех зарплата, а мне ещё целый месяц ждать!
Приезжает Филонов, все выстраиваются в очередь. Ася Пашутина - редактор, Жаткина Таня, Хоменко Лена и Сосновская Лена - корректор. Всего четверо. Филонов подходит с ведомостью. Отсчитывает деньги всем, а потом вдруг говорит:
-Лёш, подходи.
-Зачем?
-Зарплата.
-Какая зарплата?
- За то, что ты газету верстал. У нас каждую неделю зарплата.
- Как так?
- А вот так. В понедельник сверстал, во вторник сдал, в пятницу получил.
Мне это так понравилось! Получил я 560 рублей и в первый же день я с друзьями 300 прокутил. Затем у нас сложилась традиция: каждую пятницу мы ходили в бар под названием "Егерь". В общем, было весело. И мне казалось на тот момент, что лучше работы, чем работа в курьере попросту быть не может!

 - Как вы попали на телевидении?
 - Я не сразу попал в телекомпанию, у меня был тернистый путь через газету. В те годы журналистика была другая. Тогда считалось, что лучшие телевизионные журналисты выходили из печатных СМИ. Так как в печатных СМИ ты должен грамотно строить речь. Первое время было сложно. С технической точки зрения было все понятно, но понять, как строились тексты, было сложно. Я очень благодарен Александру Филонову за то, что он меня в свое время уволил. Ведь если бы он меня не выгнал, я может быть и никогда бы не пошел работать на телевидение, а пошел я туда, потому что мне больше некуда было идти. Я уже на тот моменты был неплохим верстальщиком. В газете у меня зарплата была 6-8 тысяч рублей. Когда я пришел в стажеры, мне стали платить 1800 рублей и 300 рублей за сюжет. И для меня это создало определенные трудности. Мне на тот момент было 20 лет, и я себя считал взрослым человеком. Денег у родителей я не брал. И вот когда я пришел в телекомпанию, где оклад 1800 рублей, я был шокирован, я не знал, как на эти деньги можно жить. Это было очень мало. Например, сходить в кафе в то время можно было за 300 рублей с человека.

 В телекомпании я получил один из главных уроков: если ты пришел в СМИ зарабатывать деньги, то ты их никогда не заработаешь. Поэтому я решил поработать в телекомпании, потому что было интересно. А если появится где-нибудь вакантное место верстальщика, то я уйду туда. В итоге меня затянуло. Когда Филонов меня увольнял, он объявил, что переводит меня на "Регион-45", где я буду писать про спорт. В то время спортивную полосу у них вел  свой корреспондент, Марина Тушина. По факту у неё  было две темы - ГИБДД и спорт. Но зарплата была нестабильно и Тушина решила уйти в милицию, так как ей нужна была стабильность. Потом она только периодически ездила на съемки. Тогда все знали, что Тушина получит погоны и уйдет.
Я прихожу в «Регион-45», в то время шеф - редактором была Лена Овчинникова. Подхожу к ней и спрашиваю:
- Лена, ну что вы меня берете к себе?
Она отвечает:
 - Зачем ты мне нужен? ты кто, вообще, парень, такой?
Она, конечно, меня знала, знала, что я верстальщик, что я работал в "Фонаре...", но разговора не было. А за две недели до увольнения у нас состоялся разговор в курилке "Курьера" по ул. Володарского с Верой Макаровой. Она в большей степени бросала всем пыль в глаза, что она умная и грамотная, и что она все знает. Но, на самом деле, в телевидении она очень хорошо разбиралась, она знала, как делать сюжеты, знала, что нужно делать, она писала, правила тексты. Правила, конечно, удачно, вырезала все. Но, честно говоря, я бы сам также делал сейчас на её месте. Она мои тексты первые и правила. Во время разговора я ей и говорю, что хорошо было бы к ней прийти на стажировку. Вера дала согласие и сказала, что многие журналисты уходят, и они будут ждать меня.
Овчинникова меня не взяла, так как на свободные места уже набрали журналистов. Но все-таки отправила меня к Михаилу Кукушкину, исполнительному директору телекомпании, от его решения зависело, буду работать в телекомпании или нет. В итоге меня все-таки взяли.

 Первое время у меня вообще ничего не получалось! В "Регионе-45" надо было искать темы самому, никто их не давал. Это создавало определенные трудности, к тому же я не понимал, как делать сами сюжеты. Я не понимал, как можно уместить три абзаца газетного текста в 3 предложения в эфире! Там нельзя было развернуть речь, нельзя использовать деепричастные обороты, потому что тебя не поймет зритель. Но на тот момент я это не понимал. Одним словом - кошмар.
В то же время Сашка Фомин, режиссер, предложил мне поработать монтажером. Он аргументировал это тем, что я техник, и меня проще научить, чем кого-то. И я решил уйти работать монтажером.
Первую неделю работы я  учился, а на вторую неделю уже стало все получаться, хоть и медленно. Другие монтажеры делали больше, но работали меньше, потому что у них получалось все быстрей. Там я проработал до 2005 года. И мне это действительно нравилось. Мне казалось, что это самая лучшая работа, которая могла бы быть, хотя в то время мы были ограничены в техническом ресурсе. И это нас научило емко работать! Операторы снимали только то, что нужно. Это сейчас можно оцифровать кассету с длительностью видео в час. А тогда оцифровать все  не было технической возможности. Это уже под выборы 2004 года телекомпания закупила технику в Москве. Новые компьютеры Pentium 4  мы ждали, как манну небесную!
Между прочим, она до сих пор работает,  прошло десять лет.
Я тогда радовался, кричал на всю монтажку, матерился как сапожник. Ведь на старой технике один сюжет я мог делать целый день, и это очень сильно раздражало. Самое приятное это то, что я застал это время перехода от старой техники к новой и понял, насколько это прекрасно - работать на современной технике.
Монтажером я проработал до декабря 2004. Я подошел к Вере Макаровой и сказал, то хочу попробовать делать "Защиту и заботу" - это была такая программа, специально под выборы, 15 декабря у неё был последний эфир. Вера дала согласие, и я проработал до 2007 года, пока не уехал.

 - Кого из работников "Региона" вы можете отметить? Кто повлиял на вас в профессиональном плане?
 - Про "Регион-45" можно рассказывать много, там каждый человек был для меня знаковым. Вера Макарова сильно помогла мне, первый шаги я делал вместе с ней. Михаил Кукушкин оказал на меня большое влияние. Я даже скажу так - когда ушел Кукушкин, начался закат "Региона", потому что он всегда требовал качество. Если говорить о монтажке - это Денис Маркер, он меня учил всему, и если бы я не поработал монтажером тогда, я бы не был сейчас журналистом такого уровня. Именно там я понял, как составлять видеосюжеты. Мне показали, что такое телевизионная картинка и вдолбили в голову, то главное в телевидении - это картинка. И для нас для всех это было законом. Нет картинки - нет сюжета. О чем порой сейчас журналисты забывают. Думаю потому, что раньше отбор в телекомпанию был жестче, всех подряд туда никто не брали. Во-первых потому что зарплата была хорошая и работа престижная. Лена Овчинникова была непререкаемый авторитет, она периодически капала на мозги руководству, чтобы отправить наших ребят обучаться или в InterNews, или в школу ВВС. Вообще, если я сейчас начну перечислять всех, то, наверное, проговорю до завтрашнего вечера.

 - Были какие-то курьезы, интересные случаи?
 - У нас была стажерка, и мы её называли Мулен Руж. Она ходила в пышных красно-бордовых платьях. Выливала на себя цистерну концентрированных духов. Когда она шла по коридору, в монтажке уже слышали, что идет по коридору Мулен Руж. А у нас был оператор Ян Мосин, это был человек-спокойствие. За все время работы мат от него я слышал только два раза. Первый раз после съемок ролика с Мулен Руж, где она в перерывах курила, и все на неё смотрела, как-никак "Регион-45" приехал и тут такое. А во время съемок подходила к людям с сигаретой и говорила: "Скажите что-нибудь". Карьера журналиста Мулен Руж закончилась, когда она сняла сюжет про музей, а потом кассету, на которой была запись, постирала вместе с сумкой. В итоге она так и не сделала ни одного сюжета.

- А вот вы сейчас следите за курганскими СМИ?
 - И да, и нет. Сам лично, наверно, нет, но у меня есть продюсер, он должен периодически мониторить, что происходит вокруг. Но я тебе скажу так - я очень редко езжу сюда на съемки по работе. Но чаще чем в Тюмень. Знаю, конечно, "Регион-45", телекомпанию, потом какой-то Курган-Online сейчас есть, там Саша Фомин что-то делает, какие-то гости, студии. Ни разу не видел, но знаю, что есть. Ну, ГТРК. А по печатным СМИ даже не скажу - я не знаю, какие тут печатные СМИ. Я, если читаю, то Курган.Ru.

 - Ну и в завершении, чем сейчас занимаетесь вы сами?
 - Сейчас у меня свой, как я люблю говорить, "новостной продакшн". Делаю сюжеты новостей для федеральных СМИ и не только. Это и Первый канал, и ТВ-Центр, и НТВ, и Звезда... Я там журналист, и снимаю чуть-чуть, как оператор работаю. Перегоняем исходниками - на ОТР сюжет, на ТВЦ сюжет, на НТВ сюжет. "Стриммеры" или "стрингеры", таких людей называют в России. Но мне не важно, как это называется, мне важно, чем я занимаюсь.



Прослушать или скачать Начало бесплатно на Простоплеер


Прослушать или скачать Продолжение бесплатно на Простоплеер




Прослушать или скачать Продолжение бесплатно на Простоплеер




Прослушать или скачать Окончание бесплатно на Простоплеер


16 комментариев:

  1. В целом интервью ок, но очень много опечаток и ошибок! Алексей! Прогоните текст через Word! Где аудио?

    ОтветитьУдалить
  2. Интересное интервью, Алексей молодец! :)

    ОтветитьУдалить
  3. Достаточно интересное интервью, как для будущего журналиста так и для обычного читателя!

    ОтветитьУдалить
  4. Интервью интересное , текст достаточно уместен для данной темы)))

    ОтветитьУдалить
  5. Леша, Дима вы молодцы. Интервью хорошее, содержательное. Я считаю мы се бы поучились у вас.

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Выражал восхищение непечатными словами, но проснулась самоцензура.

      Удалить
  8. Мне показалось, что интервью длинноватое получилось, и конечно ошибки

    ОтветитьУдалить
  9. Мне показалось, что интервью длинноватое получилось, и конечно ошибки

    ОтветитьУдалить
  10. Хорошее интервью, парни постарались.

    ОтветитьУдалить
  11. Отлично парни молодцы, а ошибки результат творческой деятельности, нужно только исправить и все.

    ОтветитьУдалить
  12. Ну и аудио тоже часть задания.

    ОтветитьУдалить
  13. интересно было прочитать, но глаза режут бесконечные опечатки и ошибки.

    ОтветитьУдалить
  14. Интервью соответствует заданию.Ответы полные.Весь текст отредактирован. Не хватает аудио.

    ОтветитьУдалить
  15. Вопросы раскрыты полностью, конечно если взять весь список вопросов, то не все были заданы.

    ОтветитьУдалить